То, что находится на глубине 1000 метров под Северным морем, может улучшить климат атмосферы над ним. И я собираюсь увидеть это.
Лифт с грохотом падает со скоростью 10 метров в секунду, со скоростью спринтера, взъерошивая воздух и хлопая моими шортами, когда он падает вниз. Да, шорты.
На работе я ношу много средств индивидуальной защиты, но впервые надеваю яркую пляжную одежду, дополненную ярко-оранжевыми накладками на голени. Это необходимо, потому что одна из опасностей, с которой сталкиваются шахтеры, — это жара.
Так далеко внизу вы находитесь ближе к ядру Земли, поэтому температура поднимается до 40°C. Все рабочие имеют с собой литры воды или специальных гидратирующих жидкостей.
Мой гид — Ричард Северн, руководитель производства здесь, на руднике ICL Boulby в Норт-Йорк-Мурс. Спуск – это еще не конец пути, нам еще нужно идти вперед.
«До места работы ребят минут 40, километров 7 — пройдем по Северному морю… но рыбы не увидишь… а то что-то пошло не так».
Мир, по которому мы едем, серый, как лунная пыль: после смены рабочие приобретают призрачную бледность, а оборудование, оставленное несколько дней без использования, покрывается порошкообразными сугробами.
Когда мы приближаемся к забою, мимо грохотают огромные туннельные машины и машины для перевозки щебня, как будто их привезли прямо со съемочной площадки фильма «Чужие».
Но как раз в тот момент, когда я погружаюсь в жуткие научно-фантастические мечты, мы проходим мимо столов для пикника, забитых дневными шахтерами, пожирающими макароны и курицу из огромных коробок для завтрака. Все это так же глубоко под землей, как вершина шотландской горы наверху.
Наконец мы добираемся до забоя и видим горнодобывающую машину. В его передней части находится вращающийся ствол со стальными зубьями и вольфрамовым наконечником, которым управляет человек, стоящий в 20 метрах позади, с чем-то похожим на сложный игровой контроллер. Он держит дистанцию, чтобы они не попали в газовый карман, который может взорваться и похоронить что-нибудь слишком близко.
Что такое полигалит?
Сотни горняков приезжают сюда каждый день, чтобы добыть минерал под названием полигалит. Он темно-серого цвета, слоистый, как толстый рассыпчатый сланец, и состоит из калия, магния, кальция и серы.
Все эти минералы питают сельскохозяйственные культуры, особенно картофель, овощи и фрукты. Они надеются заменить поташ, для переработки которого требуется гораздо больше энергии и химикатов.
Ричард Северн сказал: «Полигалит — это многопитательное удобрение, которое требует очень незначительной обработки. Мы просто добываем его, дробим, просеиваем, разбрасываем по полю и все. Поскольку это довольно энергоэффективный процесс, нам около 85 лет. % меньше углерода, чем аналогичные удобрения».
Производство и использование удобрений является одним из крупнейших факторов глобального потепления: около 5% выбросов парниковых газов сопоставимо с цементом и сталью. Среди химических удобрений азот является основным фактором изменения климата, и, хотя полигалит не содержит азота, он действует в почве, позволяя растениям использовать его более эффективно.
«Он помогает корням усваивать азот. Таким образом, вам придется распылять меньше азота на урожай», — добавил он.
На поверхности полигалитовый щебень измельчается до гранул разного размера, а затем ссыпается в вагоны поездов, направляющихся в Тиспорт и отправляющихся по всему миру.
Миллиарды вложены в шахту Вудсмит
Этот британский ресурс практически безграничен, поскольку он простирается под большей частью Северного моря и за его пределами. Но неудобно, что самый легкий доступ находится в центре национального парка, из-за чего некоторые местные жители и специалисты по планированию очень настороженно относятся к крупным промышленным объектам и связанному с ними движению грузовиков.
Этого было недостаточно, чтобы отговорить другого горнодобывающего гиганта, Anglo American, инвестировать миллиарды фунтов в новую шахту Вудсмит глубоко в парке.
Нажмите, чтобы подписаться на ClimateCast с Tom Heap, где бы вы ни получали подкасты
Они уменьшают воздействие на местный ландшафт, проложив 23-мильный туннель (самый длинный в Британии), ведущий к Тиспорту, чтобы вывезти весь минерал из шахты. Некоторые наблюдатели считают, что оба проекта представляют собой большую финансовую авантюру, учитывая высокие цены на удобрения и осторожность фермеров в отношении внедрения новых продуктов.
Но Кэтрин Бартлетт, почвовед, работающая в Anglo American, считает, что время полигалита пришло.
«Нам нужно больше еды, используя меньше земли, и в то же время нам необходимо сократить выбросы углекислого газа.
«Итак, сельское хозяйство должно пройти через какие-то изменения. Мы считаем, что полигалит является одним из потенциальных решений необходимых изменений».